109 лет со дня рождения Алексеева С.М.

2018
24
Дек

Семен Михайлович Алексеев вошел в состав славной когорты Главных Конструкторов, возглавляемой С.П.Королевым, почти с самого начала реализации программы подготовки полета человека в космос в 1953 году – на стадии запуска животных на высоты до 110км при вертикальных пусках ракет.

Родился С.М.Алексеев 24 декабря 1909 года.

В раннем возрасте он лишился родителей, прошел через детский дом и был усыновлен рабочей семьей Алексеевых – дальних родственников умерших родителей.

Детство и юность прошли в Москве.

В начале 30-х годов С.М.Алексеев закончил вечернее отделение Московского авиационного института (при ЦАГИ), работая в этот же период  в ОКБ А.Н.Туполева и С.В.Ильюшина. Во время Великой Отечественной войны, благодаря таланту инженера, он вырос до первого заместителя легендарного авиаконструктора Семена Алексеевича Лавочкина и заслуженно разделил с ним славу авторства создателей знаменитого фронтового истребителя ЛА-5.

Руководством страны в начале 50-х  было принято решение создать в системе авиационной промышленности специализированное ОКБ, нацеленное на решение этих новых и близких к ним проблем. В октябре 1952 году вышел приказ Министра авиационной промышленности Михаила Васильевича Хруничева о создании Завода № 918, руководителем которого был назначен С.М.Алексеев.

Государственный союзный завод № 918  С.М. Алексееву предстояло создать в поселке Томилино под Москвой практически на пустом месте на территории центральных складов МАП, где было единственное капитальное здание, занятое сушильными камерами для древесины, и цехом изготовления лыж.

14 гектаров территории были застроены навесами для естественной сушки авиационной древесины.

В первый год существования завода Семен Михайлович сумел организовать работы по набору работников из окрестных поселков по перестройке помещений под конструкторское бюро и цеха, и по оснащению цехов.

По темпу работ это было похоже на авральные работы по становлению эвакуированных предприятий в годы войны.

Но при этом, еще недоукомплектованные конструкторские бригады, уже занимались разработкой первых высотных скафандров, противоперегрузочных и высотно-компенсирующих костюмов, катапультных кресел, систем заправки во время полётов, систем распознавания и тушения пожаров в двигательных отсеках самолётов.

 Формировались испытательные лаборатории, разрабатывались проекты построения экспериментальной базы для каждого тематического направления.

В структуре предприятия С.М. Алексеевым предусматривался и через несколько лет был сформирован собственный отдел авиакосмической медицины, миссию которого до этого осуществляли прикомандированные сотрудники института авиационной медицины МО.

 ГипроНИИавиапром проектировал четыре новых корпуса, первый из которых «медицинский» (под центрифугу) был введен в 1961 году, а второй лабораторно-конструкторский в 1962 году.

Однако ведущей проблемой, которая возникла тогда перед Семеном Михайловичем, была кадровая.

При всей сложности поставленных задач, затрагивающих интересы многих научных дисциплин, проблема резко усложнялась тем, что конец 40-х годов – начало 50-х был окрашен для нашей страны пиком тяжелых и разрушительных для науки и промышленности компаний по борьбе с «космополитизмом», с кибернетикой, с генетикой и рядом других «проявлений мракобесия». Многие ведущие специалисты и ученые, в том числе и авиационной промышленности, оказались «за воротами» предприятий только по национальному признаку.

И вот, Семен Михайлович, будучи хорошо знакомым с множеством ведущих специалистов отрасли, увидел в сложившейся ситуации не только возможность фактически спасти некоторых из них от этой «мясорубки», но и одновременно разрешить проблему «кадрового голода» завода 918.

Боясь, что ему могут помешать в реализации этой задумки, он даже относительно длительное время оставляет предприятие без начальника отдела кадров и набором кадров руководит сам.

Это был весьма смелый шаг, который, с одной стороны, увенчался успехом в создании яркого коллектива высоких профессионалов, но с другой стороны, именно он привел Семена Михайловича в 1964 году после 12 лет руководства предприятием к потере этой должности.

Это произошло на фоне обвинения, выдвинутого партийным руководством, в «нарушении кадровой политики». Все попытки Министра авиационной промышленности П.В.Дементьева, активно подкрепленные коллективом предприятия, оставить Семена Михайловича, уже в звании Героя Социалистического труда, полученным за блестящее обеспечение полета Ю.А.Гагарина, успехом не увенчались.

Как говорил сам Семен Михайлович, он, в этих условиях, поддерживал назначение на эту должность  вначале П.И. Зиму – Главного конструктора  КБ-КДА (г. Орехово-Зуево), а когда тот отказался – молодого и энергичного начальника лаборатории по испытанию средств спасения ЛИИ им. Громова – Г.И.Северина.

С.М.Алексеев был назначен главным конструктором по высотному снаряжению и заместителем ответственного руководителя предприятия  и  продолжал руководить разработками по космической и авиационной тематике до 1974 года. К сожалению нельзя утверждать, что последние годы работы на предприятии были уютными и безоблачными для Семена Михайловича.

Семен Михайлович окончательно оставил работу на Звезде в 1987 году, а в 1993 году, после тяжелой болезни ушел из жизни.

Совершенно самостоятельно, необходимо подчеркнуть некоторые личностные характеристики этого яркого талантливого человека и специалиста. Прежде всего, он всем запомнился как чрезвычайно одаренная личность. В выборе технических решений очень часто доминировала интуиция и предпочтение, отдаваемое красивым конструкциям. Именно красивым и гармоничным. При этом он всегда мог сформулировать возникшую проблему, несмотря на ее сложность, в самой доступной описательной форме. В этом просматривалось даже превосходство интеллекта над возникшей конкретной технической задачей. И удивительная интеллигентность, именно в исконно русском понимании этой категории – не причинить неудобств окружающим, не демонстрировать свою значимость и положение, и стараться замечать те аспекты, в которых можно оказать содействие конкретному человеку.

За выдающийся вклад в развитие отечественной авиации и космонавтики

Семён Михайлович Алексеев удостоен высоких государственных  и правительственных наград и званий, в том числе:

Герой Социалистического труда,

Кавалер ордена Ленина,

Дважды Кавалер ордена Трудового Красного Знамени,

Кавалер ордена Красной Звезды.